Законодательные и исполнительные органы рк

Законодательство Казахстана

Законодательные и исполнительные органы рк

Согласно Конституции, Казахстан является    унитарным   государством   с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан  является  главой  государства, его высшим должностным лицом,  определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Президент избирается на пять лет из граждан не моложе  40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и  осуществляет руководство их деятельностью.

Правительство является коллегиальным органом и во  всей  своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  –   перед   Мажилисом   Парламента   и Парламентом.

Члены  Правительства  подотчетны  палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент  состоит  из  двух   палат:   Сената   и   Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют   депутаты,   представляющие    в    порядке, установленном   конституционным  законом,  по  два  человека  от каждой области,  города  республиканского  значения  и   столицы   Республики Казахстан.   Пятнадцать   депутатов   Сената  назначаются  Президентом Республики с  учетом  необходимости  обеспечения  представительства  в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис  состоит из ста семи депутатов,  избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может  быть  одновременно  членом  обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет,  срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная   власть   осуществляется  посредством  гражданского, уголовного и  иных  установленных  законом  форм  судопроизводства.

  В случаях,    предусмотренных    законом,   уголовное   судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.

Судебная   система   Республики  устанавливается  Конституцией Республики  и  конституционным  законом.  Учреждение   специальных   и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет  своим  назначением  защиту  прав,  свобод  и законных интересов граждан и организаций,  обеспечение исполнения  Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судебная  власть  распространяется  на  все  дела   и   споры, возникающие на основе Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Решения,   приговоры   и   иные   постановления   судов  имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены).

Депутаты местных советов избираются прямым анием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним.

В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы.

Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров.

В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство».

Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Источник: http://www.kz.spinform.ru/stroi.html

Государственное устройство – Природа Казахстана,казахские обычаи и традиции,Астана,Номады,Инвестиции в Казахстане

Законодательные и исполнительные органы рк

Республика Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 года. Столица – город Астана. Глава государства – Назарбаев Нурсултан Абишевич.

Согласно Конституции, Казахстан – государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на общенациональном референдуме 30 августа 1995 года. Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Единственным источником государственной власти является народ.

Законодательная власть осуществляется Парламентом; исполнительная власть осуществляется Правительством, которое состоит из центральных органов (Министерств, Ведомств и Агентств) и местных органов (Акиматов); судебная власть осуществляется государственными судами (Верховным судом и местными судами).

Основополагающие принципы деятельности республики – общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая ание на республиканском референдуме или в Парламенте.

Государственные символы

Флаг

Государственный Флаг Республики Казахстан – это прямоугольное полотнище голубого цвета с изображенным в  центре солнцем с 32-мя лучами, под которым  парит степной орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота.

 Флаг Казахстана, наряду с гербом и гимном, является официальным государственным символом Республики Казахстан. Ныне действующий флаг принят в 1992 году. Автор флага — известный дизайнер и художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, Шакен Ниязбеков.

 Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре — символ свободы, независимости и суверенитета Республики Казахстан. Одноцветие фона — символ единства Казахстана.

Герб

Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба — надпись «Қазақстан». На гербе превалируют два цвета —  золотой и сине-голубой. 4 июня 1992 года — день рождения государственного герба Республики Казахстан.

Шанырак на гербе страны — это образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нём зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надёжности его уыков. Шанырак не только по форме напоминает небесный купол, но и является одним из важных элементов жизнеустройства казахов. Шанырак — символ отчего дома, а в более широком понимании мира и вселенной.  

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шот-Амана Уалиханова. В финальном конкурсе  участвовали 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Гимн

Авторы слов: Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев
Автор музыки: Шамши Калдаяков

Алтын күн аспаны, Алтын дән даласы, Ерліктің дастаны, Еліме қарашы! Ежелден ер деген, Даңқымыз шықты ғой. Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім, Гүлің болып егілемін, Жырың болып төгілемін, елім! Туған жерім менің – Қазақстаным! Ұрпаққа жол ашқан, Кең байтақ жерім бар. Бірлігі жарасқан, Тәуелсіз елім бар. Қарсы алған уақытты, Мәңгілік досындай. Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім, Гүлің болып егілемін, Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің – Қазақстаным!

Конституция Республики Казахстан — основной закон страны. Действующая Конституция  была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.  Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. СТАТЬЯ 1 1.

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2.

Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая ание на республиканском референдуме или в Парламенте.

Глава государства

Президент Республики Казахстан — высшее должностное лицо и главнокомандующий Вооруженными силами страны. Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Его полномочия определены специальным разделом Конституции. Должность учреждена 24 апреля 1990 года. Первый Президент Казахстана – Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Президент избирается на пять лет из граждан не моложе  40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном языке. Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании. 

Резиденция Президента Республики Казахстан – «Ак орда».

 Расположена на территории нового административного центра Астаны на левом берегу реки Ишим.  Официальная презентация Дворца Президента РК состоялась 24 декабря 2004 года.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Глава Правительства — премьер-министр. В его распоряжении три заместителя. Кабинет представлен 18 министрами.  Правительство возглавляет систему исполнительных органов и руководит их работой.

Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  – перед   Мажилисом   Парламента  и  Парламентом.

 Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательная власть

Законодательная власть – Парламент. Состоит из двух палат. Верхняя палата – Сенат (39 человек) избирается каждые 6 лет. Нижняя палата – Мажилис (107 депутатов, 9 из них представляют Ассамблею народа Казахстана) избирается раз в 5 лет.

 Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы  (14 областей, 2 города).

Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.  Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Судебная  власть

Верховный Суд Республики Казахстан — высший  судебный орган страны  по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Его статус прописан в Конституции Казахстана и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда   избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет.

 Обращаться в Конституционный Совет имеют право Президент, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министр, суд (только в случае ущемления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина нормативным правовым актом).

Ассамблея народа Казахстана

Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

 Cостав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, этнокультурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:  – содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;  – выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями этносов, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;  – формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;  – обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;  – поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан, как страны эффективно решающей проблемы межэтнических отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межэтнического согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

Язык

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.

Государственный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства.

В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык; английский – язык бизнеса. 

Единоличный и коллегиальный исполнительный (руководящий) орган ТОО

Законодательные и исполнительные органы рк

При создании ТОО учредители сталкиваются с вопросами выбора и назначения исполнительного органа (руководящих лиц ТОО). Какие формы руководства имеются в ТОО? Какие особенности у единоличного и коллегиального исполнительных органов? Какие проблемы могут возникнуть при том или ином виде руководства?

Виды исполнительных органов в ТОО

Гражданский кодекс Республики Казахстан в статье 37 гласит о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

Статья 60 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) предусматривает, что в хозяйственном товариществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников.

Таким образом, исполнительный орган ТОО может быть создан в виде:

  1. Единоличного исполнительного органа.

  2. Коллегиального исполнительного органа.

Исполнительный орган избирается на общем собрании ТОО сроком не более 5 лет. В исполнительный орган может входить только физическое лицо (лица), которое может не являться участником данного ТОО.

Единоличный исполнительный орган (директор) ТОО. Особенности

Согласно статье 53 Закона Республики Казахстан “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” единоличный исполнительный орган товарищества может именоваться директором, управляющим или же иметь другое название.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, порядок деятельности и принятия решений данного вида руководства определяется уставом товарищества, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

Полномочия директора (управляющего) вытекают из пункта 1 статьи 53 указанного Закона, согласно которому руководитель:

  1. без доверенности действует от имени товарищества;

  2. выдает доверенности на право представлять товарищество, в том числе доверенности с правом передоверия;

  3. в отношении работников товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

  4. осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом товарищества к компетенции общего собрания участников или наблюдательных органов, а также полномочия, переданные ему общим собранием участников товарищества.

Таким образом, директор (управляющий) может решать не только те вопросы, которые закреплены законом, но и те, которые может передать ему общее собрание участников.

Ведение дел ТОО несколькими единоличными руководителями

Возможность для участников ТОО назначить руководство в виде двух и более лиц, предусмотрена в пункте 3 статьи 53 Закона “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”.

Данный пункт говорит, что в соответствии с уставом ТОО ведение его дел может быть поручено одновременно двум или нескольким директорам (управляющим и т.п.), не объединенным в коллегиальный исполнительный орган. И каждый из таких директоров (управляющих и т.п.

) вправе без доверенности действовать от имени товарищества.

Однако, если два и более руководителя будут иметь одинаковые возможности ведения деятельности ТОО, то при таком назначении может сложиться ситуация, когда один руководитель издает свой приказ, а второй руководитель этот приказ отменяет и издает уже свой, либо принимаются два противоречащих друг другу решения.

В то же время при таком управлении имеется положительный момент, когда при отсутствии одного руководителя на месте, второй имеет полномочия принимать решение.

Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) ТОО. Особенности

Данный вид руководящего органа, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Закона “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” должен быть предусмотрен уставом ТОО.

Коллегиальный исполнительный орган может носить название дирекции, правления или любое другое.

Такой орган избирается общим собранием участников ТОО в количестве не более 7 членов, если иное не установлено законодательными актами или уставом ТОО.

В коллегиальном исполнительном органе ТОО, как гласит текст пункта 2 вышеуказанной статьи, избирается его руководитель либо общим собранием ТОО, либо самим коллегиальным органом, если такая возможность прописана в уставе ТОО.

Руководитель управляющего органа ТОО (председатель правления, дирекции) обеспечивает функционирование этого органа и руководит его заседаниями. В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона, данный руководитель обладает следующими правами:

  1. без доверенности действует от имени товарищества;

  2. выдает доверенности на право представлять товарищество, в том числе доверенности с правом передоверия;

  3. в отношении работников товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа ТОО и принятия им решений определяется уставом, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

Источник: https://defacto.kz/content/edinolichnyi-i-kollegialnyi-ispolnitelnyi-rukovodyashchii-organ-too

Адвокат Касьян
Добавить комментарий