В каких случаях церковь разрешает развод

Развод и православие

В каких случаях церковь разрешает развод

Развод – событие безрадостное не только с обывательской точки зрения, но и предосудительный проступок по убеждениям Православной Церкви. По христианской традиции брак должен заключаться единожды и на всю жизнь.

Всё больше молодых пар, создавая семью, обращаются за церковным благословением, решаясь на святое Таинство Венчания. Представ перед алтарем, никто не помышляет о разводе, молодожены преисполнены уверенностью, что семья их будет счастливой и нерушимой.

Но жизнь полна испытаний, и не всем парам удается преодолеть их без потерь. Количество расторгнутых браков в российской действительности просто зашкаливает. К большому прискорбию разводы не редкость и среди венчанных супругов.

Расторжение после венчания в Церкви

Каноническая позиция Церкви о непозволительности разводов для православных (и не только при венчанном браке, но и при гражданском) опирается на откровения Священного Писания:

  • «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 7, 10-11).
  • «…они уже не двое, но одна плоть… что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, 6).

Что касается расторжения браков, Церковь расценивает развод как большой грех и призывает к проявлению терпимости, поиску компромиссов и сохранению семьи во что бы то ни стало.

Важно! В православии существует чин «Венчания в браке», но обратной силы обряд не имеет. Церковное расторжение венчанного брака не предусмотрено. Как не бывает «раскрещивания» (возможно лишь обратиться в новую веру), так не существует ни «развенчания», ни «церковного развода».

Тем не менее, если венчанный союз все же распался, то для особых случаев, установленных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года, существуют процедуры признания церковного брака недействительным либо утратившим каноническую силу. Заключение бывшими супругами новых семейных союзов по православным обычаям допускается исключительно с благословения епископа на повторный брак и венчание.

Справка! Православная Церковь помимо венчанного принимает также и гражданский брак, памятуя о непростых временах в российской истории, когда церковные браки не просто утратили юридическую силу (до 1918 года именно церкви выдавали свидетельства о браке), но были фактически запрещены.

Важно! Понятие «гражданский брак» в отличие от «брака церковного» относится к парам не венчанным, но официально зарегистрировавшим свои отношения в уполномоченных на то органах государственной власти.

Об этом четко говорится и в части 2 статьи 1 Семейного кодекса – в Российской Федерации признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (то есть в ЗАГСах).

Именно поэтому Церковь воспринимает гражданские браки как законные, но при этом призывает православных к церковному обряду бракосочетания. В то же время к чину Венчания пары допускаются только при наличии свидетельства о браке.

Очень важно! Совместное проживание мужчины и женщины без официального оформления отношений, которое нынче модно именовать «гражданским браком», в действительности никаким браком не является.

И (надо называть вещи своими именами) юристами определяется как «сожительство», а церковью воспринимается как грех, а конкретно – блуд.

Повторный брак в Библии

Библейские заветы разводы осуждают, проповедуя нерушимость семьи и преданность мужа и жены друг другу. Но расставание супругов, как и вступление в новый брак не исключается.

  • «…если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф.5:31).

В то же время неоднократно повторяется мысль:

  1. «…кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф.5:32).
  2. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода» (1Кор.7:27).
  3. И вновь: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:6, 9).

Исходя из этих заповедей, допускается и развод (но только по причине измены), и вступление во второй брак. Но в церковном толковании повторный брак возможен как милость Божия для того из супругов, кто не являлся инициатором распада предыдущего семейного союза, и является стороной пострадавшей.

Примечательно, что по Библии прелюбодеяние со стороны мужчины порицается, но не дает жене права на расторжение брака:

  • «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» (Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 7, 2-3).
  • «Жена связана законом, доколе жив муж ее» (1Кор.7:39).

Людям одиноким и вдовствующим предписывается сохранение себя в чистоте, но, принимая во внимание слабости и страсти человеческие, не возбраняется создание семьи:

  1. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8-9).
  2. «Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь» (1Кор.7:27-28).
  3. «…если же муж ее [жены] умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так (1Кор.7:39-40).
  4. «…если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:3).

Помимо неверности, в качестве повода для развода Новым Заветом допускается лишь неверие одного из супругов:

  • «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15).

Традиционные православные взгляды на расторжение брака и вступление в другой опираются на евангелистские заветы, наставляющие приверженцев Христианства к созданию единственной на всю жизнь семьи и безоговорочной верности в любви, но не отвергающие новых отношений в официальном брачном союзе.

Причины в Православии

По Евангелию от Матфея причина для расставания мужа с женой одна – измена, «вина любодеяния». В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла в качестве повода для расторжения брака добавляется лишь один – желание развестись со стороны неверующего супруга.

Тем не менее, в современной действительности Православная Церковь учитывает и другие ситуации, при которых церковный брак признается недействительным или утратившим каноническую силу. Но в качестве крайней меры, когда все возможные способы для примирения и восстановления семейных отношений исчерпаны, а процесс распада пары – объективно необратим.

В каких случаях разрешается

Как уже подчеркивалось, Православная Церковь разводов не приемлет, но при определенных обстоятельствах разрешает прекращение венчанного брака.

Ситуации эти перечислены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29 ноября – 2 декабря 2017 года.

Церковный брак может быть признан.

Недействительным:

  • В случае венчания при незнании о препятствиях к браку.
  • При неспособности одного из супругов к интимной жизни по естественным причинам (если до брака об этом не было известно другому партнеру). Но это не касается лиц пожилого возраста, и вопрос этот подлежит рассмотрению только по истечении двух лет совместной жизни, за исключением случаев, когда недуг заведомо непоправим.

Утратившим каноническую силу:

  • Отхождение от Православной веры (в том числе, уход в сектантство).
  • Неверность, а равно противоестественные сексуальные наклонности.
  • Заключение нового брака в органах государственной власти.
  • Невозможность исполнения супружеских обязанностей вследствие намеренного нанесения себе увечья.
  • Болезнь, опасная при совместном проживании для другого супруга, а равно детей.
  • Установленный диагноз «алкоголизм» или «наркомания» при нежелании избавления от вредной привычки и отказа от медицинской помощи.
  • Безвестное отсутствие свыше 3-х лет одного из супругов, при условии предоставления подтверждающего документа госоргана (для не вернувшихся после завершения военных действий или пропавших в результате стихийных бедствий, срок сокращается до 2-х лет).
  • Сознательный уход из семьи (в случае, когда прошло более года).
  • Аборт, сделанный женой при несогласии на то супруга либо наоборот – принуждение им к избавлению от беременности.
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруга либо детей, юридически подтвержденное.
  • Тяжелое и неизлечимое психическое заболевание, выявленное уже в браке и исключающее возможность совместного проживания.
  • Решение одного из супругов уйти в монастырь (допускается при письменном согласии другого супруга, отсутствии несовершеннолетних детей и других иждивенцев).

Важно! «Уважительными» для прекращения канонического брака считаются лишь разрушительные для семьи или даже смертельно опасные для другого супруга и детей причины. Благословение на развод как таковой от священнослужителей вы не получите – при любых жизненных ситуациях это дело не благое.

Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке

Как уже говорилось, «церковного развода» не существует. Соответственно, обращаться в Храм Божий с целью оформления расторжения венчанного брака распрощавшимся мужу и жене нет никакой необходимости, ни вместе, ни поодиночке.

Совет! При необходимости признания церковного брака утратившим каноническую силу обращаться следует в епархиальное управление по месту проживания с соответствующим прошением, где указать причины расставания с супругом.

Также необходимо предъявить свидетельство о расторжении брака (выданное ЗАГСом), свидетельство о Венчании (если оно сохранилось) и другие документы, имеющие отношение к причинам развода.

Обязательно! потребуется получить разрешение и благословение епархиального архиерея (епископа) на повторный брак, а также венчание, если кто-то из бывших супругов отважится на создание новой семьи по православным канонам.

Учитывая, что Церковь придерживается принципа благословлять на второй брак только того, кто не виновен в причинах расторжения первого, получить разрешение будет не так-то легко.

Только епископ после всестороннего рассмотрения причин развода и собеседования с обратившимся (беседа возможна и с секретарем епархии) может принять решение о признании брака утратившим каноническую силу и о допустимости создания невиновной стороной новой семьи. При утвердительном решении архиереем выдается соответствующее свидетельство, где указывается также возможность повторного Венчания по какому чину проводить обряд.

Важно! Для повинного в разводе супруга такое решение может быть принято только после покаяния и исполнения епитимии (духовного наказания, определяемого священнослужителем).

Справка! Чин Венчания на второй брак отличается от первоначального, но также является Божиим благословением для «молодых». Если же один из брачующихся венчается впервые, чин совершается как обычно.

Заключение

Церковь допускает, но не поощряет ни разводы, ни вторичные браки, отстаивая христианские заповеди о единственном супруге на всю жизнь. Все же с недавних пор не исключение благословение даже на третий брак, но только исходя из тех соображений, что уж лучше разрешить свадьбу, чем допустить откровенный блуд.

Четвертая женитьба, по мнению Церкви, непозволительна. Недаром родилась поговорка: «Первая жена – от Бога, вторая – от людей, а третья – от лукавого». Четвертая жена даже в народную мудрость не поместилась!

Источник: https://razvod-guru.com/razvod/razv-i-pravoslavie.html

Как получить церковный развод

В каких случаях церковь разрешает развод

Проверенные временем и жизненными испытаниями чувства молодых людей настолько сильны, что требуют своего продолжения не только в гражданском браке, но и в церковном благословении.

Но бывает и так, что некоторые венчаются, отдавая дань моде, для придания торжественности свадьбе, ради красивых фотографий. А со временем чувства угасают, супруги расторгают гражданский брак и ищут способы получить церковный развод.

Но сделать это не всегда легко, ведь по церковным канонам венчанная пара остается мужем и женой даже после получения в ЗАГСе свидетельства о расторжении брака.

Что такое церковный развод?

В церковном лексиконе нет понятия «развод». Браки совершаются на небесах, и человеку не позволительно разлучать тех, кого сочетал Бог. Пара, прошедшая обряд венчания, считается до конца жизни связанной семейными узами.

И даже после смерти ушедший первым супруг будет ожидать свою половинку на небесах. Церковный брак издревле рассматривается как единственный и не допускающий повторного.

Но как поступить, если супруги официально подали на развод, расторгли гражданский союз, а после кто-то из них желает еще раз выйти замуж или жениться, пройдя снова таинство венчания?

Ни один священник не разрешит венчаться, пока не расторгнут предыдущий церковный брак. Если для общества приемлемо наличие светского развода и свидетельства о расторжении брака, чтобы считать человека свободным, то церковь этот документ не устраивает.

Он является лишь основанием для проведения процедуры так называемого церковного развода. Духовенство соглашается на рассмотрение подобного вопроса только в некоторых случаях.

Обратиться за получением разрешения может супруг, не являющийся причиной распада семьи.

Каждый случай рассматривается индивидуально, учитываются факторы, приведшие к разводу. Вы не получите разрешения по какой-то личной прихоти, желанию кому-то что-то доказать или насолить.

Церковью оцениваются лишь объективные причины, делающие жизнь в браке нецелесообразной.

Есть шанс получить пастырское снисхождение у супругов, долгое время не проживающих вместе, но для этого им нужно доказать, что восстановление семьи не имеет смысла.

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей. Церковь примет во внимание ваше заявление, если:

  • Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.
  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.
  • За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Как получить церковный развод после венчания?

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника.

Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака.

Пишет прошение один виновник процесса, но к нему обязательно прикрепляется письменное согласие второго.

Православной церковью почитается институт семьи, любой развод истолковывается как большой грех, в совершении которого есть вина обоих супругов, поэтому разрешение Владыки будет получено лишь тогда, когда бывшие муж и жена осознают это и искренне раскаются. Не зря последними словами прошения будут: «Прощу прощения за расторгнутый брак». Лишь после такой процедуры люди будут готовы со всей серьезностью создать новую семью перед Богом.

При наличии веских причин развода, опишите их детально, с указанием места и времени свершившихся фактов (супружеской измены, рукоприкладства и т.п.) и подтвердите соответствующими документами.

Например, психическое расстройство супруга или сделанный женой аборт подтвердит медицинская справка от лечащего врача. Рассмотрев все предоставленные бумаги, архиерей примет решение и выдаст резолюцию о том, что действие брака прекращено.

В случае признания брака «безблагодатным» человек может заново пройти таинство венчания.

: Процедура развенчания церковного брака

Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял.

Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения.

Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея.

Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление.

Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Можно ли получить «церковный развод»?

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям.

В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради прихоти или для “подтверждения” гражданского развода.

Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.

В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак:• отпадение супруга или супруги от Православия, • противоестественные пороки, • неспособность к брачному сожитию, наступившуюдо брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, • заболевание проказой или сифилисом, • длительное безвестное отсутствие, • осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, • посягательство на жизнь или здоровье супругилибо детей, • снохачество, сводничество, • извлечение выгод из непотребств супруга, • неизлечимую тяжкую душевную болезнь,

• злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.После церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канонами. В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.

«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (для жителей Подмосковья Епархиальное управление Московской епархии находится в Москве, в Новодевичьем монастыре (станция метро «Спортивная») с прошением на имя правящего архиерея имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании.

Отношение Церкви к разводам

Церковь достаточно сурово относится к разводам. С Поместного Собора 1918 года установлен перечень ситуаций при которых удовлетворяется прошение о разводе. Брак расторгается, если один супруг:

  • душевнобольной;
  • отпал от православия;
  • не может или отказывается выполнять супружеские обязанности;
  • болен СПИДом, сифилисом, алкоголизмом или наркоманией;
  • если жена совершает аборт без согласия мужа или, наоборот, он принуждает супругу к прерыванию беременности;
  • совершил прелюбодеяние;
  • пропал без вести.

Это те причины, по которым нет препятствий получить церковный развод у правящего архиерея.

Под этот же перечень подпадает ситуация, когда супруги развелись, не принимали никаких мер к развенчиванию, заключили брак второй раз с другими людьми, а потом уже они могут получить развод по причине прелюбодеяния.

Будет сложно получить развод по причине несходства характерами, отсутствия общих детей или из-за неспособности супруга содержать семью финансово. Как правило, в этом случае Церковь рекомендует носить немощи друг друга.

Также вам будет интересно: Свидетельство о расторжении брака госпошлина 2017

Как получить развод

Церковного чина развенчивания не существует как такового. Для получения развода нужно подать прошение о развенчивании правящему архиерею. В прошении нужно указать:

  • где совершался чин венчания;
  • дату венчания;
  • историю брака;
  • причину развода.

Кроме прошения к нему нужно приложить, если сохранилось, свидетельство о венчании, а также другие документы, подтверждающие описанную причину развода: например, справку о признании человека безвестно отсутствующим, справку из психбольницы, из наркодиспансера и пр. Обязательно нужно приложить копию свидетельства о разводе из ЗАГСа. Также обязательно нужно указать согласен ли второй супруг на развод и, желательно, приложить его письменное согласие.

Архиерей каждое подобное прошение рассматривает индивидуально и в зависимости от серьезности причин расторгает церковный брак или нет. Как правило, вышеперечисленные причины тоже не являются абсолютными — например, отпадение от православия не считается таковым, если супруг перешел в конфессию, браки с представителями которой считаются допустимыми.

Второй брак

Если второй брак заключают второбрачные жених и невеста, то церковь устанавливает другой чин венчания, в котором преобладают более покаянные песнопения, венцы над супругами не носят и супруги несут епитимию. Если же во второй брак вступает один второбрачный супруг, а другой впервые вступающий в брак, то чин служится как для заключения первого брака. Повторно венчаться церковь разрешает не больше трех раз.

Признание брака недействительным

Существуют ситуации, когда можно подать прошение о признании брака недействительным. Это другая ситуация, когда к совершению брака были канонические препятствия изначально:

  • одна сторона была принуждаема к браку;
  • таинство венчания совершал самозванец, расстрига или извергнутый из сана священник;
  • брак был совершен между двумя близкими родственниками.

В этом случае также подается прошение архиерею с указанием причины признания брака недействительным. После признания брака недействительным стороны считаются как не вступавшие в брак.

Также вам будет интересно: Ипотека при разводе бывшие супруги созаемщики

Источники: http://svadbavo.ru/journal/cat-poleznye-sovety/1021-tserkovnyi-razvod, http://www.icvidnoe.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=2, http://yuristi.su/razvod/rastorgnuti-tserkovnii-brak.html

Источник: http://podamnarazvod.ru/kak-poluchit-tserkovnyj-razvod.html

Развод по-христиански: 15 причин, когда церковь допускает развод

В каких случаях церковь разрешает развод

Скачать эту статью

Всё бывает в жизни, и развод — не такая уж редкая история. Застраховаться от него нельзя. Пожалуй, единственный способ — вовсе не вступать в брак. Но кто же пойдёт на такую крайность? Разве что монах. У остальных же всегда есть риск.

И если по государственному закону всё понятно, то закон Божий оставляет вопросы. Можно ли развестись после венчания и как это сделать? Казалось бы, оба клялись друг другу в верности перед Богом. То есть, вступают в завет, главный Свидетель которого – Бог.

Православно ли нарушить эту клятву? Обсудим эти вопросы.

В библии два основания для развода: любодеяние и неверие супруга

Распространено мнение, будто расходиться с мужем или женой не по-христиански. Православие о разводе говорит мало, это факт.

Дело в том, что всё христианское учение нацелено на то, чтобы научить человека жить вместе с Богом, праведно, в гармонии с миром.

Священное Писание уделяет наибольшее значение духовной стороне жизни каждого отдельного человека. Что же касается брака, то о нём в Библии не так много слов.

Измена одного из супругов, по Библии, — один из двух поводов для развода

Священное Писание — это книга о взаимоотношениях человека с Богом, а не руководство на счёт каждого шага верующего человека.

Любой из нас имеет право на свободу воли, это дар Всевышнего, а потому и чёткого руководства на все случаи жизни нам не дано, да и не нужно. Человек — не робот, а каждый случай исключителен.

Так и развод бывает по разным причинам. Кто-то просто спешит разрушить брак на эмоциях, хотя может сохранить семью, а другой постоянно страдает от супружеской измены, и там уже не за что бороться.

В Библии приведены лишь два основании для развода. Первое — это любодеяние:

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».

Не будем заострять внимание на том, что здесь речь только о любодеянии жены, а не мужа. В православии это место традиционно трактуют, как любодеяние одного из супругов.

Вторая причина для развода по Библии — неверие мужа или жены:

«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь».

На самом деле, неверующему человеку всё равно, что сказано в Священном Писании. Совет, скорее, служит утешением для верующего супруга, который боится расторжения брака.

Под неверующим традиционно понимают и представителей другой религии. Конечно, формально он — верующий, но в нечто другое, а это существенно.

Причины для развода — вовсе не основание на него пойти

Хотя у нас есть библейские основания для развода, в православной семье они не обязательно должны стать причиной разрушения брака. Огромное количество семей переживает измены, а неверие одного из супругов — не такая уж и проблема в наше атеистическое время.

Любовь — главное в жизни человека.

На практике атеисты могут стать более заботливыми и терпимыми к чужой вере, чем люди, состоящие в православной церкви. Да и представители разных религий, если любят друг друга, никогда не посчитают, что их взгляд на то, как молиться, — причина для развода.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Так что истинное чувство выше предписаний и рекомендаций, и ни один повод для развода не может быть выше любви.

Поэтому та же супружеская измена — серьёзная причина для духовной работы над собой, но всё преодолимо и осуществимо в жизни верующего и любящего человека.

В библии сказано, что бог ненавидит развод, хотя и позволил разводиться

Во второй главе Малахии есть высказывание об отношении Бога к разводу:

«Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно».

О правильном переводе стиха текстологи спорят. Например, затруднение вызывает расшифровка выражения «обида покроет одежду его».

Российское библейское общество усматривает в этом высказывании метафору:

«Прогонять жену, ненавидеть её, — сказал Господь Воинств. — Берегите дух ваш и не становитесь предателями. — сказал Господь Бог Изра́илев, — все равно, что пятнать себя насилием».

А вот современный перевод Библии вовсе усматривает во фразе другой смысл:

«Господь, Бог Израиля, говорит: «Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жён».

В Евангелии от Матфея сказано, что народу Божьему разводиться разрешил Моисей:

«Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так».

Так каково действительное отношение Господа к разводу? Большинство переводов склоняются к тому, что оно негативное. Фрагмент из Евангелия от Матфея лишь говорит о том, что Бог позволил, но не о том, что Он это приветствовал.

Поэтому в идеале, по воле Божьей, конечно, семья должна сохраняться. Такой образец диктует нам Писание. Ну, а дальше мы уже смотрим по обстоятельствам на то, насколько можем приблизиться к рекомендациям Библии.

На развод не берут благословение Церкви, это гражданская процедура

Развод по-христиански возможен, хотя он не представляет собой какую-то конкретную процедуру. Не существует чина развенчания. Но это не значит, что люди венчаются один раз в жизни. Просто это не та процедура, которую необходимо аннулировать.

Это в XVI веке несчастному Генриху VIII пришлось основать новую, Английскую Церковь, чтобы аннулировать старый брак. Сегодня же всё проще. Брачные отношения находятся в гражданском ведомстве: им же регистрируются, им же и расторгаются.

Православная церковь не рассматривает брак как нечто, что создаётся и аннулируется богослужебной процедурой. Есть просто момент, когда брак распался: на бумаге он есть, а фактически нет. В таких случаях люди уже не являются «одной плотью».

Генриху VIII, чтобы аннулировать брак, пришлось создать Английскую Церковь.

И это не всегда только из-за измены супруга или разногласий в вере. Причин для развода больше. Но об этом — позже.

Главное — это то, что нам не нужно благословение православной церкви на развод, как не берут его аборт и другие неоднозначные процедуры. Эти вещи касаются личной жизни человека, они вне поля деятельности священников.

Фактически, ни один батюшка не правомочен от лица церкви влиять на мнение человека. Да, есть пожелания, есть рекомендации, но правильная позиция священника здесь: «Как считаешь нужным, так и делай». Если ситуация будет тяготить, в ней можно исповедаться.

Церковь не «развенчивает», но может венчать повторно, и даже в третий раз

Разводиться с женою или мужем нужно за пределами церкви. Нам нет смысла здесь ориентироваться на Священное Писание. Там свои реалии. Например, не станем же мы давать супругу разводное письмо!

Это не актуальная для нашего времени традиция. Она была в ходу среди древних евреев. У нас сейчас есть другие документы.

1917 — год, до которого церковь выполняла функцию ЗАГСов

Что же касается церковной стороны вопроса, то так про новый брак рассказывает Священник Павел Гумеров:

«До 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами.

Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым.

Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак.

Что касается самого чина венчания, то людей венчают по-разному в зависимости от того, вступает ли человек во второй или первый брак.

В венчаниях второбрачных присутствуют покаянные молитвы.

Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов.

В современном чине венцы есть.

Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение,

а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

И надо сказать, что вступать во второй и третий браки раньше дозволялось вовсе не тем людям,

которые «не сошлись характерами» и развелись, а вдовцам, вдовицам и потерпевшим супругам после развода из-за прелюбодеяния».

Для повторного брака обращаются в епархиальное управление за разрешением

В 2000 году православие расширило список причин для развода

Помимо того, к чему призвал нас Господь, существуют ещё и церковные нововведения. Не секрет, что христианство сегодня — не то учение, которое некогда исповедовали ученики Христа. Ядро, конечно, общее.

Но мы прошли через века реформ, формирования традиций, ритуалов, канонов. Апостолы не читали акафисты, но всё же и мы, и они христиане.

В 2000 году Собор Русской православной Церкви внёс дополнения в позицию Церкви относительно разводов.

Если точнее — расширил список причин, по которым православным супругам дозволяется разводиться. Так появился документ  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Развод по-христиански: 15 причин, когда церковь дозволяет расторгнуть брак

Аборт при несогласии мужа.

Заболевание одного из супругов СПИДом, проказой или сифилисом.

Наркомания (медицински засвидетельствованная).

Алкоголизм (медицински засвидетельствованный).

Длительное безвестное отсутствие (обычно это срок от 5 лет, но здесь возможны нюансы из-за различных обстоятельств жизни. Нельзя ко всем подходить одинаково).

Длительное безвестное отсутствие.

Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Посягательство на жизнь или здоровье супруги, либо детей (очень важный пункт, потому что часто насилие в семье полагают недостаточным поводом для развода в православии. Ситуация вовсе обратная.

Побои — это посягательство на здоровье. Даже психологическое давление — это вред здоровью, пусть не физическому, но всё же здоровью. Православная церковь не запрещает разводиться в таких случаях).

Снохачество (сексуальные отношения свекра со снохой (невесткой). Почему же оно выделено в отдельную категорию? Дело в том, что такие ситуации имели широкое распространение в прежние века на Руси.

Молодые люди уходили работать в города, либо призывались на службу, а их отцы вели сексуальную жизнь с супругами сыновей. Женщине нет нужды терпеть домогательства.

Она имеет права оставить семью мужа, если заметила попытки склонить её к таким нездоровым отношениям).

Снохачество — распространённое на Руси форма инцеста и повод для развода

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения (это не только о половом бессилии или бесплодности, но и о любых других болезнях, скажем, уродствах, зная о которых, нынешняя супруга никогда бы не вышла за мужа.

При этом важное условие — до брака эти проблемы со здоровьем одна из сторон скрывала от другой. Вскрыться они должны только после брака).

Сводничество/сутенёрство.

Неизлечимое душевное заболевание.

Противоестественные пороки (Речь именно о греховной деятельности. Что Священное Писание считает грехом? Мужеложство, зоофилию.

Скажем, если жена призывает супруга к сексуальному сношению с животным — это нездоровая ситуация, и православная церковь разрешает расторгнуть такой брак.

Негативно смотрит христианская традиция и на анальные сношения. Но в то же время есть много не греховных форм половой жизни.

Жена в силу своих причин может отрицательно относиться к оральному сексу, но он — не грех, а значит, под данный пункт не попадает и не может стать причиной для разрыва.

Это деликатный вопрос личной жизни, в котором только супругам нужно искать компромиссы, Церковь тут не причём).

Злонамеренное оставление одного супруга другим (Скажем, муж выгнал жену из дома. О какой супружеской жизни может дальше идти речь?)

Извлечение выгод из непотребств супруга (Тут немало примеров. Допустим, один из супругов принуждает другого воровать, либо торговать телом, или ещё как-то иначе зарабатывать деньги недобрым для себя образом.

Всех случаев не предусмотреть, главное — общий признак: насилие над одним супругом ради выгоды другого).

Хотя список довольно объёмный, он не охватывает всех ситуаций, которые возможны между супругами. Потому не стоит терпеть беду.

Мы не рождены, чтобы страдать. Бог всех нас любит, и желает, чтобы и мы вели счастливую жизнь в любви и заботе. Поэтому случается, что приходится принимать сложное решение — бросать человека, который приносит несчастье.

С другой стороны, православие призывает воздерживаться от поспешных решений. Иногда стоит попытаться наладить отношения. Супруг — это не чужой человек. Сперва нужно сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию.

Источник: https://hranitel.club/611-razvod-po-hristianski

Адвокат Касьян
Добавить комментарий