Совокупный долг российских компаний

Внешний долг России

Совокупный долг российских компаний

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до американского долга ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее — 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц — резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов федерации;
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите здесь.

Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату — например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля — публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.

cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:

Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое.

Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд.

рублей (внешний + внутренний, поквартально):

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:

1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;

2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Структура российского внешнего долга

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ — обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков — частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» — российских компаний, организаций, предприятий.

Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:

  • обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
  • бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).

Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.

Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.

Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.

Источник: https://investprofit.info/foreign-debt-russia/

Внешний долг России на 2018 год: кому и сколько должна страна?

Совокупный долг российских компаний

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. ЦБ;
  2. органов федеративной власти;
  3. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;
  • МФО.

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2018 году?).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

Действующие санкции против России в 2018 году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Внешний долг США — Почему долги не мешают экономике США расти?

Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году

Минфин сообщил — внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

Интересно: история доллара США

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Источник: https://promdevelop.ru/vneshnij-dolg-rossii-na-2018-god-komu-skolko-dolzhna-strana/

Встать бы с колен, да долги не пускают

Совокупный долг российских компаний

Активно занимая в тучные годы для поглощения частного бизнеса, госсектор поставил под удар устойчивость финансовой системы страны

Внешний долг Российской Федерации, по оценкам ЦБ, в январе составлял 599,5 млрд долларов — по текущему курсу это около 50% ВВП страны.

Сама по себе эта цифра не считается критической, тем более что на собственно государственный долг приходятся скромные 41,5 млрд.

Что действительно может представлять угрозу экономическому суверенитету страны, так это валютные аппетиты госкорпораций и тающие золотовалютные резервы России.

В начале года российский Центробанк обнародовал благие вести: внешний долг РФ снизился практически на 130 млрд долларов по сравнению с январем прошлого года.

Отечественные компании резко потеряли свою привлекательность в мире, так что тренд, очевидно, будет продолжаться: по словам Эльвиры Набиуллиной, в этом году корпоративному сектору предстоит выплатить иностранным кредиторам около 120 млрд долларов, а про возможность рефинансировать валютные займы на Западе пока что можно забыть.

Еще столько же, впрочем, придется выплатить по внутренним долгам, что тоже весьма неприятно при двузначной процентной ставке. Но здесь, во всяком случае российским компаниям, на руку играет девальвация рубля: по данным экспертов, это поможет им сэкономить в сумме около 350 млрд долларов.

История болезни

Впервые в новейшей истории Российской Федерации расхождение между внешним государственным и корпоративным долгами наметилось в 2002 году.

Тогда это вряд ли могло стать серьезным поводом для беспокойства: экономика страны набирала ход, заправляясь нефтедолларами, а суверенный внешний долг почти в 10 раз превышал корпоративный.

Поэтому власти сосредоточили свое внимание на государственных обязательствах, которые планомерно снижались, достигнув минимума в 34,7 млрд долларов к началу 2012 года (против 133,5 млрд в 2002 г.). Тогда это решение выглядело достаточно рациональным.

Тем временем структура совокупного внешнего долга РФ с начала нулевых кардинально изменилась, и к 2006 году новое положение вещей уже сложно было игнорировать.

Корпоративный долг за один год вырос на 80 млрд долларов, составив в январе 2006 года около 180 млрд в валюте и превысив таким образом госдолг более чем в 2 раза.

В следующие годы разрыв только усиливался, и на своем пике, летом прошлого года, общий внешний долг РФ составил 731,2 млрд долларов, из которых на госдолг приходилось менее 60 млрд (примерно 8%).

«Ситуация на внешних рынках развивалась таким образом, что цена на нефть с 20—30 долларов выросла до трехзначных цифр.

Бюджет смог получить дополнительные ресурсы, которые было целесообразно направить на погашение долга, так как особо привлекательных инвестпроектов на примете не было.

Компании же получили возможность относительно дешево занимать за рубежом, наращивать производство, выпуск», — объясняет ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов.

Представление о том, что опасность исходит исключительно от суверенного долга государства, в российских реалиях может оказаться обманчиво вдвойне.

Так, Центробанк РФ в структуре внешних обязательств выделяет так называемый «внешний долг госсектора в расширенном определении», который помимо государственных займов включает в себя иностранные кредиты «тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом».

К примеру, на 1 октября 2014 года внешний госдолг в расширенном определении составлял 351 млрд долларов — более половины совокупного внешнего долга на тот момент. Это означает, что львиную долю всех валютных обязательств в свое время взяли на себя крупнейшие корпорации с государственным участием, поэтому такого рода задолженность нельзя называть в чистом виде корпоративной.

«Корень сегодняшних бед — неправильные решения, которые привели к структурным искажениям, — полагает аналитик Металлинвестбанка Сергей Романчук.

Частный нефтяной сектор с иностранным участием был замещен на государственный с российским участием за счет госдолга. Это было плохое управленческое решение.

Но в то время оно являлось краеугольным камнем экономической политики государства».

Вопрос о необходимости регулирования внешних заимствований госкомпаний активно обсуждался в период после кризиса 2008 года, когда государство осуществило масштабную программу рефинансирования иностранных кредитов российских компаний.

В 2010 году для этого была подготовлена правовая почва: в Законе «О некоммерческих организациях» появился пункт о том, что заимствования госкомпаний в иностранной валюте должны осуществляться «в порядке, установленном правительством РФ».

Однако тогда все быстро улеглось: никакой особый порядок заимствований установлен так и не был, а сами поправки были отменены в конце 2013 года.

Занятые за рубежом средства госкомпании, как правило, использовали не для модернизации собственного производства, а для приобретения новых активов. В этом смысле весьма показательной является громкая сделка «Роснефти» по поглощению ТНК-BP, завершившаяся в 2013 году.

Объем сделки в денежном выражении тогда составил около 55 млрд долларов, более 30 миллиардов из которых компания позаимствовала у западных банков.

В дальнейшем девальвация рубля сыграла с компанией злую шутку: сейчас в долларовом выражении капитализация «Роснефти» едва превышает 50 млрд, что даже меньше стоимости приобретения ТНК-BP год назад.

Второй крупный должник среди госкорпораций нефинансового сектора — газовый гигант «Газпром» — в 2000-е тоже проявил заметную склонность к поглощениям. В 2005 году госкорпорация приобрела три четверти акций ОАО «Сибнефть» за 13 млрд долларов, 12 из которых пришлось занять за рубежом.

В 2007 году за 7,5 млрд долларов «Газпром» выкупил у Shell и Mitsui контрольный пакет акций Sakhalin Energy при поддержке российских властей.

Примерно в то же время «Норникель» приобрел 90% акций канадского производителя никеля и меди LionOre Mining за 6,5 млрд долларов — для этой цели компании были предоставлены валютные кредиты на 6 млрд долларов в сумме.

Долговая ремиссия

Справедливости ради стоит заметить, что даже самый невезучий российский госзаемщик — «Роснефть» — пока что находится далеко от грани отчаяния.

Причин на это две: стабильная валютная выручка компании при сносных ценах на нефть и, по всей видимости, готовность государства в ближайшем будущем распаковать ФНБ.

Кроме того, есть надежда, что наиболее суровые времена уже позади: «Внешние долги госкорпораций незначительны, так как основной бридж-кредит «Роснефти» на покупку ТНК-BP был погашен в феврале 2015 года», — полагает Сергей Подыногин, аналитик «Инвесткафе».

Пики по внешним платежам госкорпораций действительно пришлись на истерично-волатильный декабрь и первые два месяца 2015 года. «График платежей на этот год не представляет собой трагической опасности даже с учетом санкций.

При использовании резервных фондов все выплаты в этом году можно будет пережить», — с уверенностью говорит Сергей Романчук.

Российская экономика в какой-то степени прошла закалку девальвацией и санкциями, появился своего рода инструментарий — пусть и, как в случае с облигациями той же «Роснефти» на 600 млрд рублей, не всегда до конца прозрачный.

Но, несмотря на невразумительное исполнение, оказавшее негативное влияние на рынок, сам замысел мог оказаться вполне целесообразным.

«Что-то подобное должно иметь место, но текущая ситуация крайне не тривиальна… Резервы и копились для того, чтобы в случае чего замещать валютное финансирование, так что концептуально все верно.

Очень сильных претензий, кроме непрозрачности, у меня нет», — говорит Романчук. И добавляет: набирать такие долги в экспансионистских целях, конечно, было ошибкой.

Если же говорить в целом о внутреннем финансовом рынке России, то и тут дела обстоят не вполне гладко, полагает Пухов: «Рублевый рынок неликвиден, нужно больше бумаг под рыночную процентную ставку, тогда повысится оборачиваемость и привлекательность.

Есть проблема дефицита ликвидности. Инвестиционные проекты сокращаются, все ресурсы направляются на погашение внешнего долга».

Ничего не поделаешь: в ходе решения неприятной дилеммы о череде крупных банкротств или рецессии в экономике приходится выбирать последнее.

Иностранные инвесторы тоже уже давно с подозрением относятся к российским активам. Еще в прошлом году на западных биржах стартовала «распродажа» еврооблигаций российских компаний, доходность по которым возросла до 16—17% годовых.

Естественно, больше всех досталось компаниям с большими валютными займами. Как мы видим сегодня, инвесторы суетились не зря: в начале года рейтинговые агентства «большой тройки» друг за другом понизили суверенный рейтинг России вплоть до «мусорного».

Но российская экономика пока что пережила и это.

Жизнь после фондов

Всем бедам рано или поздно приходит конец — и даже рубль, по мнению экспертов, не обречен на вечное свободное падение.

При исключении катастрофических сценариев курс российской валюты должен стабилизироваться в течение года, и связано это снова с кредитными платежами российских компаний.

«К началу 2016 года внешний долг уже будет значительно меньше, и давление на рубль ослабнет», — отмечает Сергей Подыногин.

«Долги — важнейший компонент девальвации в конце прошлого года, чуть меньше он действует и сейчас», — соглашается Сергей Романчук.

Хотя полностью перекладывать обвал рубля на валютные долги российских компаний некорректно — отток капитала из России в прошлом году составил целых 120 млрд долларов, что значительно превысило все официальные прогнозы.

«Это говорит о том, что в стране деньгам неуютно. С другой стороны, с уменьшением экспортных доходов сократится и отток капитала», — полагает эксперт.

«Конечно, на курс рубля не только долги оказывают влияние. Есть еще зарубежные активы, поиск более стабильных рынков, способных обеспечить защиту собственности и меньшие риски», — говорит Сергей Пухов.

По мнению эксперта, эти два фактора сыграли примерно одинаковую роль. «Долги давят на рубль, компании покупают валюту, но положительное торговое сальдо является позитивным фундаментальным фактором, который позволяет удерживать ситуацию под контролем».

Вдобавок импорт в Россию в ближайшее время будет только сокращаться.

Виноватых, в общем, так просто не найти, ведь если бы не девальвация рубля, то и российский внешний долг, несмотря на активный рост в последние годы, оставался бы достаточно умеренным, в особенности по сравнению с остальным миром.

Есть еще одна важная деталь: структура внешних обязательств отечественных компаний такова, что около 30—40% их долгов может быть связано с акционерами самих компаний. Речь идет в первую очередь об использовании офшорных схем для налоговой оптимизации.

Кроме того, в некоторых случаях кредиторами могут выступать прямые инвесторы, которые в случае чего с большой вероятностью окажутся заинтересованы в рефинансировании.

«До тех пор, пока у нас открытая экономика и нет проблем с получением экспортной выручки, финансовая основа остается достаточно прочной, чтобы оттянуть ситуацию», — считает Сергей Романчук; с ним соглашаются и все остальные эксперты, опрошенные «Новой газетой». Внешние долги будут рефинансироваться внутри страны за счет государства (ЦБ, ФНБ) или за счет российских банков. «ЦБ как раз предоставляет банкам валютную ликвидность через инструменты РЕПО», — рассказывает Сергей Подыногин.

Но тут как раз и обнаруживается главная угроза, которая уже сегодня покрывает тенью будущее российской экономики: золотовалютные резервы России хоть и весьма существенны, но вовсе небезграничны.

«По планам властей, Резервный фонд будет почти полностью потрачен за 2 года на покрытие дефицита бюджета, ФНБ будет тратиться постепенно на инфраструктурные проекты или мегапроекты, важные для России», — констатирует Подыногин.

В результате уже через 2—3 года при текущих ценах на нефть от обоих фондов ничего не останется. А вот что будет после этого — предсказывать никто не берется.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/economy/67649.html

Адвокат Касьян
Добавить комментарий