Шариат система мусульманского права

Исламский шариат и законы мусульманского права. Нормы и правила

Шариат система мусульманского права

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу.

Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали.

Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законамрешаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия.

Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего.

Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к  соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к джихаду.

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/shariat/

Источники и основные черты мусульманского права

Шариат система мусульманского права

В широком смысле слова мусульманское право представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно рели­гиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эс­тетическими.

Мусульманское право в узком смысле слова вырос­ло из ислама как “богооткровенное право”, аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как ав­тономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Мусульманское право иногда обозначают словом шариат, смысл которого передается выражениями “путь следования” либо “то, что открыто Богом”. Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — “право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.

) в законе”. Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священ­ных текстов, то есть собранных в некое фиксированное число священ­ных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

В предписаниях шариата различают пять разновидностей по­ведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные действия:

    • обязательные;
    • рекомендуемые;
    • дозволенные;
    • предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания);
    • зап­рещенные и подлежащие наказанию.

Мусульманин должен соблю­дать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть сви­нину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запрет­ные книги. Он обязан принять участие в объявленной “священной” войне (джихад) с неверными.

Источники мусульманского права:

    • Коран;
    • Сунна;
    • древние обычаи Медины;
    • жизнеописание посланца Аллаха (“Сират расул Аллах”);
    • общее согласие мусульманской общи­ны (законоведов) – иджма;
    • обычаи (у неарабских народов).

Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или “аркан” — пять столпов веры):

    1. исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и испове­дание веры в то, что “нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед по­сланец Его”;
    2. молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения.

      Дома молитва произносится 5 раз в день;

    3. месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
    4. милостыня (закят) — налог, который платят богатые, что­бы помочь бедным (именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества.

      Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспре­делялся);

    5. паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.

Коран как источник мусульманского права

Коран — первый источник мусульманского права. Само слово “коран” происходит от слова “читать” и чаще всего передается вы­ражением “произносить речитативом, декламировать”. Коран со­держит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и кото­рые пророк затем излагал. В Коране есть слова: “Итак, мы ниспослали его как арабский судебник”.

Коран делится на

    • 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из
    • 6211 стихов (аятов — стихов, знамений).

Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назна­чения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним от­носится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридиче­ского назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в ос­новном карательного права и о браке и семье.

В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:

    1. прибегали к помощи “прецедентов”, которыми стали считать “предания о словах и поступках пророка” (хадисы), со­бранные в Сунне (от араб, “тропа, по которой ходил пророк”);
    2. об­ращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
    3. обращались к собствен­ному чувству справедливости (рай) (был доволь­но быстро вытеснен Сунной).

В Коране есть выражения “Сунна пророков” и “Сунна Алла­ха” в значении поведения Аллаха в общении с древними народа­ми, которых он подверг каре за неверие.

Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как “свод обычаев и правил по­ведения древней общины… практика и теория мусульманского пра­воведения” (А. Мюссе).

Вскоре правоверные мусульмане, придер­живающиеся Сунны, получили название “люди Сунны”, сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и по­требностям законоведения (IX в.).

В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.

Жизнеописание по­сланца Аллаха (“Сират расул Аллах”) как источник мусульманского права

К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание по­сланца Аллаха — “Сират расул Аллах” (от “сира” — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источ­ником.

«Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн Хишамом ал-Химйари, является для мусульман самым авторитетным (после Корана и хадисов) источником сведений о жизни Пророка. Это самое раннее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас.

Этот труд оказал большое влияние на всю мусульманскую культуру, став одним из значительных памятников и образцов арабо-мусульманской художественной прозы. У этой книги трудно назвать одного автора, нет у нее и точного авторского названия.

“Сира” – это история жизни пророка и основателя религии, написанная для людей, эту религию исповедующих. Это – образ и идеал человека, сама жизнь и успехи которого стали чудесным доказательством величия Аллаха.

Иджма как источник мусульманского права

Помимо Корана и Сунны к источникам права относится иджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общи­ны (алъ-умма), а затем как “общее согласие законоведов” из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен автори­тетом Мохаммеда, который однажды сказал: “Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по пра­вовым вопросам).

Значительные облегчения (на случай молчания первых источ­ников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кияс (решение юридических дел по аналогии).

Обычай как источник мусульманского права

В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (алъ канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа).

Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права.

Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адатпы — родовые и племенные обычаи, в том числе правового на­значения).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-i-osnovnie-cherti-musulmanskogo-prava

Шариат – система мусульманского права

Шариат система мусульманского права

Особенностистановления и развития.

Одновременнос возникновением Халифата формировалосьи его право – шариат.

Большую роль в становлении шариатасыграла деятельность Мухаммеда и первых4-рех халифов, при которых были составленысвященные книги мусульман – Корани Сунна.

Мусульманскоеправо сформировалось в цельную системуправа, защищавшего интересы государственнойверхушки, землевладельцев, богатыхкупцов, мусульманского духовенства.

Шариатс самого начала возник и развивался какчасть религии.Отсюда нормативнаячасть(фикх)включает в себя не только правовыеустановления, но и религиозную догматикуислама, мусульманскую мораль.

Однакок 9в.,когда процесс становления шариата восновном завершился, он содержал в себеряд разработанных и обособленных новыхправовых норм, отражающих потребностиразвивающегося феодализма. Шариат -экстерриториальная правовая система,распространяющаяся только на мусульман.

Источники права

Источникиправа:

1. Коран– главная священная книга мусульман,которая приобрела каноническоесо­держание в сер.VIIв. Содержащиеся в немпредписания носят характеррелигиозно-моральных направляющихустановок.

Коран составлен из поэтическихнаставлений и высказываний, якобыпереданных Аллахом через пророкаМухаммада.

Большая частьсчиталась как бы общими религиознымии жизненными правилами поведениямусульман, и около 80сур (глав) содержали в себе высказыванияпо правовым ситуациям.

Ко­раном предписывалось мусульманамотказаться от родовыхобычаев и впредь руководствоватьсяим как полновеснымсудебником («Итак мы ниспослали его как арабскийсудебник»).

2.Сунна– сборник преданий (хадисов)о поступках и изречениях Мухаммеда,изложенных его сподвижниками. Содержитв значительной части предписанияотносительно семейно-наследственногои процессуального права.

3.Иджма– решения, вынесенные авторитетнымимусульманскими правоведами по вопросам,не затронутым в вышеназванных источникахи впоследствии получившие признаниевыдающихся правоведов-теологов.

4.Фетва– решения и мнения отдельных муфтий поправовым вопросам. Фетва составляласьввиде вопросов и ответов имама(иногда ответы были предельно простыми),и тем самым общие постановления законовкак бы возвращались к жизненным ситуациям.

5. Кияс– решение правовых дел по аналогии(поскольку о многом в Коране просто неговори­лось).

Придавая почти абсолютноезначение аналогиям-кияс и кон­кретнымрешениям, мусульманскоеправо воздерживалось от систе­матизациии сохраняло, по сути, ПРЕЦЕДЕНТНЫЙХАРАКТЕР.

6.Местные обычаи (урфи адат).

7.Указания и распоряжения халифов (кануныи фирманы1).

Гражданское право Собственность, договоры, брак, семья, наследование

Вправе времен Халифата получили некотороеразвитие нормы, регулирующие отношениясобственности. Необходимо отметить,что в мусульманском праве подробнуюразработку получил вопрос о гражданскойдееспособности,которая была необходимым условием дляприобретения имущественных прав. Вполном объеме дееспособностью обладалилица:

-достигшие совершеннолетия

-и находившиеся в здравом рассудке.

Былоизвестно понятие ограниченнойдееспособностидля:

-малолетних,

-слабоумных,

-лиц, находившихся в состоянии опьянения

ит.д.

Классификациявещей:

-государственные,

-частные,

-общественные,

-нечистые (свинина, спиртные напитки),

-вакуф (священные вещи),

-брошенные (ничейные).

Способывозникновения права собственности:

-завоевание земли (в собственностьгосударства),

-захват имущества (делилось на части:добытчику, государству, мечетям),

-наследование,

-договор,

-находка.

ВАрабском Халифате существовал институтчастной собственности на движимые вещи.

Отсутствовалачастная собственность на землю: харадж– государственная собственность наземлю.

Мульк– индивидуальное владение землей,свободное от повинностей.

Икта– условное владение землей, владелецнесет гражданскую или военную службу(со временем стала передаваться понаследству.)

Особымдефицитом была вода. Первоначально вода- общее достояние.В 9в. сформировалсяинститут собственности на источникиводы.Появляется сервитутноеправо(сервитут жажды).

Источник: https://StudFiles.net/preview/2564547/page:3/

Адвокат Касьян
Добавить комментарий