Исполнительные органы в рк

Законодательство Казахстана

Исполнительные органы в рк

Согласно Конституции, Казахстан является    унитарным   государством   с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан  является  главой  государства, его высшим должностным лицом,  определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Президент избирается на пять лет из граждан не моложе  40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и  осуществляет руководство их деятельностью.

Правительство является коллегиальным органом и во  всей  своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  –   перед   Мажилисом   Парламента   и Парламентом.

Члены  Правительства  подотчетны  палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент  состоит  из  двух   палат:   Сената   и   Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют   депутаты,   представляющие    в    порядке, установленном   конституционным  законом,  по  два  человека  от каждой области,  города  республиканского  значения  и   столицы   Республики Казахстан.   Пятнадцать   депутатов   Сената  назначаются  Президентом Республики с  учетом  необходимости  обеспечения  представительства  в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис  состоит из ста семи депутатов,  избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может  быть  одновременно  членом  обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет,  срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная   власть   осуществляется  посредством  гражданского, уголовного и  иных  установленных  законом  форм  судопроизводства.

  В случаях,    предусмотренных    законом,   уголовное   судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.

Судебная   система   Республики  устанавливается  Конституцией Республики  и  конституционным  законом.  Учреждение   специальных   и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет  своим  назначением  защиту  прав,  свобод  и законных интересов граждан и организаций,  обеспечение исполнения  Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судебная  власть  распространяется  на  все  дела   и   споры, возникающие на основе Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Решения,   приговоры   и   иные   постановления   судов  имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены).

Депутаты местных советов избираются прямым анием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним.

В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы.

Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров.

В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство».

Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Источник: http://www.kz.spinform.ru/stroi.html

Единоличный и коллегиальный исполнительный (руководящий) орган ТОО

Исполнительные органы в рк

При создании ТОО учредители сталкиваются с вопросами выбора и назначения исполнительного органа (руководящих лиц ТОО). Какие формы руководства имеются в ТОО? Какие особенности у единоличного и коллегиального исполнительных органов? Какие проблемы могут возникнуть при том или ином виде руководства?

Виды исполнительных органов в ТОО

Гражданский кодекс Республики Казахстан в статье 37 гласит о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

Статья 60 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) предусматривает, что в хозяйственном товариществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников.

Таким образом, исполнительный орган ТОО может быть создан в виде:

  1. Единоличного исполнительного органа.

  2. Коллегиального исполнительного органа.

Исполнительный орган избирается на общем собрании ТОО сроком не более 5 лет. В исполнительный орган может входить только физическое лицо (лица), которое может не являться участником данного ТОО.

Единоличный исполнительный орган (директор) ТОО. Особенности

Согласно статье 53 Закона Республики Казахстан “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” единоличный исполнительный орган товарищества может именоваться директором, управляющим или же иметь другое название.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, порядок деятельности и принятия решений данного вида руководства определяется уставом товарищества, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

Полномочия директора (управляющего) вытекают из пункта 1 статьи 53 указанного Закона, согласно которому руководитель:

  1. без доверенности действует от имени товарищества;

  2. выдает доверенности на право представлять товарищество, в том числе доверенности с правом передоверия;

  3. в отношении работников товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

  4. осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом товарищества к компетенции общего собрания участников или наблюдательных органов, а также полномочия, переданные ему общим собранием участников товарищества.

Таким образом, директор (управляющий) может решать не только те вопросы, которые закреплены законом, но и те, которые может передать ему общее собрание участников.

Ведение дел ТОО несколькими единоличными руководителями

Возможность для участников ТОО назначить руководство в виде двух и более лиц, предусмотрена в пункте 3 статьи 53 Закона “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”.

Данный пункт говорит, что в соответствии с уставом ТОО ведение его дел может быть поручено одновременно двум или нескольким директорам (управляющим и т.п.), не объединенным в коллегиальный исполнительный орган. И каждый из таких директоров (управляющих и т.п.

) вправе без доверенности действовать от имени товарищества.

Однако, если два и более руководителя будут иметь одинаковые возможности ведения деятельности ТОО, то при таком назначении может сложиться ситуация, когда один руководитель издает свой приказ, а второй руководитель этот приказ отменяет и издает уже свой, либо принимаются два противоречащих друг другу решения.

В то же время при таком управлении имеется положительный момент, когда при отсутствии одного руководителя на месте, второй имеет полномочия принимать решение.

Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) ТОО. Особенности

Данный вид руководящего органа, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Закона “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” должен быть предусмотрен уставом ТОО.

Коллегиальный исполнительный орган может носить название дирекции, правления или любое другое.

Такой орган избирается общим собранием участников ТОО в количестве не более 7 членов, если иное не установлено законодательными актами или уставом ТОО.

В коллегиальном исполнительном органе ТОО, как гласит текст пункта 2 вышеуказанной статьи, избирается его руководитель либо общим собранием ТОО, либо самим коллегиальным органом, если такая возможность прописана в уставе ТОО.

Руководитель управляющего органа ТОО (председатель правления, дирекции) обеспечивает функционирование этого органа и руководит его заседаниями. В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона, данный руководитель обладает следующими правами:

  1. без доверенности действует от имени товарищества;

  2. выдает доверенности на право представлять товарищество, в том числе доверенности с правом передоверия;

  3. в отношении работников товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа ТОО и принятия им решений определяется уставом, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

Источник: https://defacto.kz/content/edinolichnyi-i-kollegialnyi-ispolnitelnyi-rukovodyashchii-organ-too

Адвокат Касьян
Добавить комментарий